ПОДОЛЬСК-87: СЕКС, КОМСОМОЛ, РОК-Н-РОЛЛ

15 лет первому Советскому Вудстоку

Zoom4 cентября 1987 года в газете "Московский комсомолец", тогда еще органе МК и МГК ВЛКСМ, в номере, где на первой странице в почетном правом углу колонка новостей "В Политбюро ЦК КПСС", ниже заметка "БАМ и молодежь: выбор пути", а все остальную газетную площадь листа занимала передовица "Социалистическое соревнование: проблемы, поиски, решения", на третьей странице самым мелким типографским шрифтом была опубликована "бомба". Как сейчас модно говорить, "после нее мы стали жить в другом мире". Нынешние тинейджеры, конечно, не поймут, но те 43 строки тогда казались фантастикой, неожиданно прорвавшимся на страницы официальной прессы глотком свободы - той, что уже не остановить.
Культурная революция свершилась ровно 15 лет назад - 11 сентября 1987 года открылся Подольский рок-фестиваль, никем не разрешенный и не запрещенный, поддержаный только "Московским комсомольцем" и журналом "Юность". И те 43 строки были единственной публичной информацией о том, что он состоится. За три дня, пока шел фестиваль, Подольский горпарк имени Талалихина, в котором он проходил, выдержал нашествие около 40 тысяч человек - столько было продано билетов, а сколько просочилось через всякие заборы и служебные входы! На фестиваль, как тогда выражались, "неформальная молодежь" ехала со всей страны. Такого в Советском Союзе точно еще не было. Поддерживать порядок в срочном порядке вызвали Дзержинскую дивизию.
А началось все с того, что президент Подольского рок-клуба Пит Колупаев (классический юноша в очках, субтильной внешности), решил подработать в видеопракате - а просто показывать кино в модных тогда видеоклубах было нельзя, приходилось читать какие-то более-менее самопальные лекции перед сеансом. После одной из таких лекций в мае 1987 года к нему подошел возмущенный качеством услышанного невысокого роста немолодой лысоватый гражданин с животиком. Так состоялась историческая встреча, после которой Марк Рудинштейн (если кто не догадался) понял, что ему все по плечу и перестал бояться - "отсюда родом" и "Кинотавр". Теперь, в сентябре 2002 со свойственной ему эмоциональностью и категоричностью в интервью "МК" заявляет: "Если бы не было Пита, и меня ни хрена бы не было. Подольский рок-фестиваль - это лучшее, что я сделал в жизни". Тогда тов. Глазков (после тюрьмы Марку Григорьевичу пришлось на какое-то время взять фамилию жены) работал старшим методистом того самого горпарка и устраивал там тихие-мирные концерты Александра Розенбаума, Ларисы Долиной, "Машины времени". Честно говоря, нельзя не восхититься его решению - организовать вместе с малознакомым ему молодым человеком рок-фестиваль такого масштаба. Напомним, на минуточку, что в те годы редкий рок-концерт не заканчивался "кутузкой", как для участников, так и для поклонников, Алексея Романова ("Воскресение") вообще надолго посадили, а Жанну Агузарову после "поимки" и вовсе выслали из столицы.
В Подольске выступили "Зоопарк", Телевизор", "Наутилус Помпилиус", "Калинов мост", "Бригада С", "Облачный край", "Веселые картинки" и другие сейчас уже забытые, а тогда суперактуальные группы со всей страны. "ДДТ" закрывал фестиваль - в грозу, под молниями и стеной воды, заливавшей открытую сцену. Короткого замыкания не случилось чудом, ибо все время фестиваля за сценой дежурил специально отряженый кагэбэшник, который в самые, как ему казалось, неприличные моменты, выключал электроток. Как часто работал рубильник, догадаться не сложно.
Когда власть поняла, что произошло, кулаками после драки она махнула очень даже прилично: обком КПСС в срочном порядке спецпостановлением "дал по шапке" всем Подольским номенклатурщикам - комсомольцам, коммунистам и прочим представитям советской власти. Фестиваль признали идеологической диверсией. Директора горпарка сняли, Рудинштейна долго таскали по всяким кабинетам, после чего он резко изменил свою жизнь, придумав "Кинотавр". А Пит Колупаев стал бизнесменом.

Елена СКВОРЦОВА-АРДАБАЦКАЯ




  К списку статей