27 апреля - 14 мая 2017г.

50 попыток сказать честно. Ася Феоктистова. Живопись


Юбилейная выставка "50 попыток сказать честно" художницы Аси Феоктистовой откроется 26 апреля в выставочном зале ЦДХ (Москва). На выставке представлено 50 работ из разных циклов  (живопись и графика), которые являются для автора определенным этапом творческого развития, тем зеркалом, в которое смотрится каждый художник, перешагивая символическую черту времени.

"Это будут достаточно жесткие, открытые, честные вещи. Я чувствую, что какие-то задачи уже закрыты, впереди – необычайная свобода и очень много резервных возможностей,  сил, которые мне хотелось бы вложить – но очень разумно. Это некий рубеж, критический барьер, когда я посмотрела на все, что сделано, и поняла, куда двигаться дальше" (Ася Феоктистова).

Работы Аси Феоктистовой  выставлялись на различных выставках в Лондоне, Париже, Дублине, Москве. Абсолютная живописная раскованность ее картин всегда пронизана лирическим чувством, но начисто лишена дамского рукоделия, женского жеманства и маньеризма. Ее работы решены с мужским размахом, мощными цветовыми потоками, завораживающими своим причудливым и непредсказуемым течением в огромных холстах. Ася начинала свой путь  в последней декаде ХХ века в Нижнем Новгороде, куда вернулась после окончания Московского училища  «Памяти 1905 года». Она стала одним из создателей Мастерской изобразительного труда, которая организовала более 50 художественных проектов в Нижнем Новгороде  и за рубежом,  являлась организатором международных фестивалей реального авангарда. 

Один из центральных жанров, представленных на выставке - портрет. Как в нашумевшей книге Ханьи Янагихары "Маленькая  жизнь", в которой  художник ДжейБи бесконечно рисует и фиксирует во времени самое дорогое (свой "ближний круг"), на портретах Феоктистовой предстает окружающая ее реальность, которой на выставке предстоит встретиться со своим изображением. На протяжении работы выставки в разных концах экспозиционного пространства будут постоянно возникать  перформансы от лица «оригинала» - узнаваемых прототипов моделей живописных портретов. Среди них музицирующие персонажи картин  "Девочка с арфой" и "Горячая виолончель" и даже позирующий индюк. Зритель находится в том тонком пограничном пространстве между живой и художественной реальностью, которая питает теплокровную живопись Аси Феоктистовой.

Многие из работ, представленных на выставке, уже экспонировались в разных, самых необычных  пространствах - интерьеров  полуразрушенного старинного особняка,  фасад концертного зала.. Собранные в одной экспозиции, эти работы несут на себе печать памяти, магнетический отзвук прошедшего времени, состаявшейся истории. Масштабные, решенные с подлинный размахом, работы  Феоктистовой всегда поражают зрителя сочетанием мощной жизненной силы и неиссякаемого света.«По своему размаху и завораживающей эпичност ее картины близки, например, к работам некоторых немецких художников последней трети XX века.В частности, можно назвать Базелица, Пенка, Имендорфа и Люперца, которых в Германии специалисты называют по имени кельнского галериста, собравшего их воедино, «бандой Вернера». В то же время необходимо отметить важное отличие: в творчестве Феоктистовой, при всей ее экспрессии, нет характерной немецкой механической брутальности. Ее эпичность – высокого лирического склада.» (Вильям Мейланд).

Получив в свое распоряжение просторный зал ЦДХ, Ася Феоктистова не только продумала концептуальный сюжет выставки, но и создала свое собственное художественное пространство – работы, расставленные парами  выставочном зале, скреплены специальными арочными конструкциями.  На задней стороне каждой картины размещен авторский текст, читая который, зритель получает авторское послание в многомерной "третей степени" (живопись, музыка, текст).

Кроме того на выставке в ЦДХ появляется и еще одно, уникальное дополнительное изменение - восприятие живописи "на ощупь". Картины находятся находятся в открытом тактильном контакте и художник дает зрителям в прямом и переносном смысле возможность проснуться к живописи - можно дотронуться рукой до живописной фактуры и почувствовать движение кисти.  

 


 

"50 ПОПЫТОК СКАЗАТЬ ЧЕСТНО"
Проект Аси Феоктистовой
Открытие – 26 апреля в 17:00
Зал №5, ЦДХ (Москва), Крымский Вал, 10
Экспозиция открыта до 14 мая
Живая живопись. Для Аси Феоктистовой это словосочетание не просто метафора. Это кредо художника, который даже самые «тихие» жанры, как натюрморт или пейзаж, способен превратить в «экспрессивное клокотанье красочной стихии», как выразился известный арт-критик и поэт Вильям Мейланд. На юбилейной выставке Аси ее предельно честная манера живописания материализуется – герои холстов оживут. Гости вернисажа встретятся с моделями, запечатленными на холстах: девушкой с золотой арфой, кормящей матерью с младенцем, хозяином «горячей виолончели», даже с пернатыми картины «Птичий двор».

 

#50КАРТИН – 50 попыток говорить честно на самые разные темы, будь то человеческая натура или психология толпы, восприятие природы (морских пейжазей Крыма, подмосковных закатов, городского неба), окружающего быта (прекрасных цветов, сочных фруктов на столе, моющейся посуды) или отношения (между мужчиной и женщиной, матерью и ребенком, отцом и сыном, музыкантом и инструментом). Кстати, семейная тема занимает особое место в творчестве Феоктистовой, ведь у нее самой пятеро детей. Словом, это разговор о жизни, и как сама жизнь, он непредсказуемый и эмоциональный.


#КРУПНЫЙФОРМАТ – 3х2 метра. Ася любит писать широко, с размахом, это касается не только манеры, но и формата. Холсты-гиганты преобразуют привычное «сквозное» пространство – зал №5 на 2-м этаже ЦДХ, через который зрители обычно пробегают по пути в другие залы, – в неожиданный сад живописи – Стоунхендж из монументальных полотен. Впрочем, нестандартную архитектуру экспозиции дополнят и более камерные вещи, в том числе графика.


#ТРОГАТЬМОЖНО – Долой средневековые музейные запреты: на выставке Феоктистовой живопись можно почувствовать руками. «Главенствуют в картинах только движение красок и добываемый с их помощью свет. Если бы не опасение излишней пафосности, то слово «свет» впору писать с большой буквы», – отмечает Мейланд, говоря о творчестве Аси. И этот свет, движение красок можно ощутить тактильно.


#КАТАЛОГ – На открытии состоится презентация каталога: на 200 страницах можно найти не только вещи, представленные в экспозиции, но и другие работы автора за разные годы. Каждую работу сопровождает текст, который возникал в процессе написания картины, это часть образа, похожая на белый стих. Эти слова сродни мощным мазкам на ее картинах, их можно найти и на обратной стороне холстов. Вкупе с текстами работы приобретают более насыщенное звучание. На вернисаже будет разыграно 20 каталогов: самые наблюдательные и смелые получат в подарок издания с автографом автора.


#МУЗЫКАЖИВОПИСИ – Ася Феоктистова родилась в музыкальной семье, ее муж – известный исполнитель и композитор Никита Кочергин. Целая глава ее творчества посвящена «переводу» музыкальных произведений на живописный язык. Так, в рамках проекта «Ассимиляция» Ася писала огромные холсты под музыку известных композиторов: пока звучит, допустим, Concerto Grosso №1 Альфреда Шнитке, она работает за двухметровым холстом. Стихла музыка – замолчала кисть. И на выставке не обойдется без музыкальных сюрпризов.


#РУБЕЖ – Для автора это не просто проект к юбилею, это этапная выставка. Вот как Ася характеризует подбор работ (а он был очень строгий): "Это будут достаточно жесткие, открытые, честные вещи. Я чувствую, что какие-то задачи уже закрыты, впереди – необычайная свобода и очень много резервных возможностей, сил, которые мне хотелось бы вложить, но очень разумно. Это некий рубеж, критический барьер и начало, когда я посмотрела на всё, что сделано, и поняла, куда двигаться дальше".


#ЖИВОЙФИНАЛ – 11 мая в 16:00. На финисаже будет дан яркий завершающий аккорд проекта, эмоциональная и экспрессивная кода – живопись и музыка сольются воедино. Зрители своими глазами увидят, как на холсте размером 2х3 метра будет рождаться произведение под музыку барокко в новом, невероятно динамичном и авангардном, прочтении лауреата премии «Молодые таланты России» Александры Кореневой.